Искусство творить

В наше время, когда можно узнать всё обо всём, мы удивительно мало знаем о профессии художника. Чем живут эти люди? Как творят? Где ищут вдохновение? Союз художников — организация, объединяющая творцов самых разных направлений, которая дала возможность нашему журналу ближе познакомиться с художественным миром.

Мы пообщались с Еленой Прудниковой и Натальей Бекетовой, художницами, которые творят в Союзе художников уже более пяти лет. Разный творческий путь, подход к стилям и жанрам, но одинаковое стремление к художественному творчеству объединяет разные поколения выпускников Академии художеств им. И.Е. Репина.

— Елена, расскажите немного о себе: откуда вы, когда появилось желание писать, трудно ли было поступить в такое серьёзное учебное заведение, как Академия художеств?

— Я родилась в Чите. Мой отец — художник, мама — музыкант. С детства любила рисовать, а когда пошла в художественную школу, сразу поняла, что это будет моя профессия. И как-то сразу запланировала, что сначала закончу училище, а после продолжу обучение в Академии. Мне тогда было 11 лет. Поступить в Репинку оказалось очень непросто. Отец всегда рассказывал о ней с придыханием, будто говорил о недостижимой мечте: «Да ты что мол, доча, туда люди по 13 лет поступают…» Советовал другие университеты — во Владивостоке или в Красноярске, в крайнем случае. А мама сказала, что мы будем учиться там, где лучше. Отец всегда признавал, что Академия — лучшее место.

Я много занималась, пробовала не один раз, но в итоге добилась своего. Мои способности ярко проявились в художественной школе, поэтому, возможно, сомнений в моём дальнейшем пути ни у кого не было.

— Чем вам запомнилась учёба в Репинке?

— Всем. Я всегда относилась к Академии как к Храму искусств. И до сих пор испытываю трепет, когда прохожу, проезжаю мимо или бываю в институте. Конечно, мои учителя, друзья-соратники, люди, которые работают там — родные лица, всё это помнится.

— Возникали трудности в учёбе?

— В Чите я закончила оформительский факультет, сейчас это называется дизайном. Мы не изучали станковую композицию. Живопись и рисунок тоже были слабыми. В общем, многих важных вещей я не знала. Поэтому, конечно, нужно было познавать новое, учиться практически с нуля. Но первое образование стало для меня ценным опытом. 

— Что привлекает больше: живопись или графика? Какие материалы: масло, пастель, уголь?

— Я всё люблю: живопись маслом на холсте, также работаю пастелью, углём, акварелью с темперой. Просто для каждой идеи — своя техника, в которой, как мне кажется, работа будет «звучать» лучше.

— У вас есть любимая работа или памятная, с которой связано самое яркое воспоминание?

— Я очень серьёзно отношусь к выполнению свои работ, каждая для меня ценна. Есть какие-то более удачные, назвать одну не могу. В разное время рождаются разные мысли, которые стараюсь воплощать, жизнь сама подсказывает.

— Когда вы были студенткой, не задумывались о вступлении в Союз Художников?

— Я не слишком думаю о «корках», но чтобы заниматься творчеством, чтобы у тебя была возможность, грубо говоря, рисовать и пытаться жить, расти как профессионал, нужно иметь плечо, соратников. Кто-то скажет: «Да что за ерунда! У тебя же есть друзья-художники».

Дело в том, что после окончания вуза надо опять думать, как, куда, где приткнуться. Но я подумала об этом заранее, поэтому участвовала в выставках Союза, чтобы по окончании обучения сразу вступить в него. Это вышло само собой, я даже не думала о других вариантах.

Союз — это не мечта, а некоторая защита для художника, в каком-то смысле признак качества. Это островок искусства. Я не задавалась вопросом: можно ли вступить в него, пока учишься — просто незачем было, а вот после окончания — да.

Союз художников — очень важная организация для нас. Понимаете — за искусство нужно бороться, а значит делать всё, чтобы была возможность его создавать или пытаться создать. Спросите: зачем, почему? Искусство ради искусства?.. Для людей. Для жизни!

— Что вообще нужно для вступления в Союз художников? Участие в выставках, работы на определенную тематику или та же золотая медаль Российской Академии Художеств, которую вы получили в 2007 году?

— Медаль не помешает, конечно… *смеется* Главное — иметь три участия в выставках в Союзе (поскольку есть возможность выставляться не членам Союза) или ещё где-то. Лучше иметь в запасе несколько разных экспозиций. Раньше студентам разрешали участвовать с третьего, а сейчас, кажется, с пятого курса Академии. Сейчас не знаю всех подробностей, может, что-то изменилось, но общий план остался. Также нужно иметь три рекомендации от уже профессиональных коллег, учителя, к примеру, или члена Союза художников с как минимум пятилетним стажем. Лучше выбирать людей, которых знают, иначе эта рекомендация не сыграет роли.

А работ нужно примерно десять, картины, показывающие ваш потенциал как художника. Лучше, чтобы это были жанровые работы, скромно оформленные. Конечно, натюрморты, пейзажи и портреты тоже могут быть. И вступительный взнос. 

— То есть в определённой степени для студентов открыт путь в Союз ещё во время обучения?

— Да, путь открыт! Главное — самому не плошать и не лениться. В процессе обучения студенты создают очень интересные работы, достойные стен Союза. К тому же, сейчас появились новые площадки для молодёжи.                    

Художники всегда следят друг за другом: кто что делает, что покажут в этот раз. Присутствует волнительный момент ожидания всеобщего показа. Таким образом и для зрителей открывается большая часть творений, которые, пожалуй, просто так не увидишь в галерее или ещё в каких-то местах.

Тем и важен Союз художников — это площадка для профессионального роста. А само вступление проходит тоже интересно. Каждый год, зимой, новобранцы развешивают свои работы в залах Союза, причём претендент блоком показывает своё творчество. Можно сказать, это даже своего рода исторический момент, ведь комиссия состоит из известных мастеров, и как это здорово, когда вдруг недавний студент-выпускник становится частью нового большого коллектива профессионалов.

— Расскажите о своей работе в Союзе: последних лично ваших выставках или в которых вы принимали участие.

— У меня было две выставки на секции живописи — в 2009 и 2012. В 2013 году большая экспозиция в одном из залов Союза совместно с коллегой Александрой Недзвецкой. А зимой с 2016-2017 года мы с четырьмя ребятами сделали огромный показ в Большом зале. А так я всегда экспонируюсь в Союзе в весенне-осенних крупных выставках, они ежегодные. Я всегда старалась принимать участие в подобных проектах, в том числе когда ещё попадала по разделу «молодёжные», до 35 лет.

— Вы сотрудничаете со студенчеством Репинки или других художественных вузов? Проводите мастер-классы?

— Для обучения студентов есть преподаватели. Учащиеся очень заняты в течение дня практикой, этого вполне достаточно. Они могут посещать выставки и, если выкажут желание, мастер-классы. Но не думаю, что на это у них есть время. Иногда я даю мастер-классы в разных местах. В основном работаю в мастерской, не преподаю.

— Над чем работаете сейчас? Какие задумки, планы есть на будущее?

— Я работаю над серией портретов в технике пастель и хочу выставить их. Помимо этого много разной работы: нужно заканчивать начатые идеи, которые я приобретаю по жизни, в поездках. К тому же 30 ноября открылась осенняя выставка Союза, в которой я принимаю участие как от секции графики, так и от секции живописи.

Уют семейных моментов, вечерние посиделки отлично переданы в картинах Елены «Лето. Светлые дни» и «Тёплый вечер». Исполненные на полотнах герои навевают детские воспоминания, которые сохранились в памяти каждого. Для художницы особо значимой работой является портрет отца, который положил начало её творческому пути. ГДЕ-ТО ЗДЕСЬ ВСТАВИТЬ КАРТИНЫ

— Наталья, расскажите о себе: откуда вы приехали, когда впервые задумались о художественном творчестве?

— Я родилась в Петербурге в 1988 году. О художественном творчестве никогда особо и не задумывалась, но мои родители, имея техническое образование, всегда стремились меня и мою сестру привлечь к искусству. В 7-8 лет я проявила резкое желание рисовать, копировала попадавшиеся мне на глаза картинки, и родители решили, что «талант» во мне стоит развивать. По объявлению нашли преподавателя — Элеонору Иосифовну Звенигородскую, которая только закончила академию им. Штиглица (в прошлом Мухинское училище). Она занималась со мной и моей сестрой на дому в течение года, а после решила, что нам стоит продолжить обучение на более плотной основе. Мы с сестрой поступили в художественную школу им. Б.М. Кустодиева, где проучились год, там мне предложили поступать в школу при Академии художеств, на тот момент СХШ, а сейчас Академический художественный лицей им. Иогансона. Так после обучения меня зачислили в лицей, это был 1999 год. Я проучилась там до 12 класса и уже закономерным образом решила поступать в Академию художеств в 2006 году. Выходит, что я особо не рассуждала на тему того, хочу я быть художником или нет. Просто всё само собой таким образом складывалось. В университете я училась с 2006 по 2012 год и защитила диплом «Хранители времени» в монументальной мастерской им. Репина.

— Какие воспоминания остались у вас после обучения в Репинке?

— Только самые хорошие. Учёба стала одним единым годом. События повторялись одно за другим: бесконечные постановки, рисунок, живопись, рисунок, живопись… Но это шло мне на пользу. Да, была действительно тяжёлая ежедневная работа, можно сказать, без выходных. Приходилось много трудиться ночью, потому что не успевали выполнить все задания днём. Что касается преподавателей, только благодаря им знания укладываются в голове. Хорошие педагоги составляют процентов пятьдесят успеха, а иногда и все девяносто, если заряжают энергией, интересом, побуждают к творчеству.

— Было сложно работать? Многому пришлось учиться заново?

— Учиться заново мне не приходилось. Так складывалась сначала ученическая, потом студенческая жизнь — я постепенно накладывала одни знания на другие. После Академии художеств было немного сложно абстрагироваться от студенческого понимания своей профессии. Нужно было как-то отделять сознание от ученичества и переходить на новый уровень. Надо сказать, как раз Союз Художников становится переходным этапом, когда ты уже формируешь своё сознание как самостоятельный художник. Мыслишь творчески, отходишь от Академии и создаёшь нечто более серьёзное, нежели студенческие постановки.

— Какой вы бы предпочли стиль: живопись или графику? А материалы: масло, пастель, акварель?

— Мои предпочтения в живописи скорее имеют отношение к действительно живописи. Изобразительное искусство как таковое может проявляться в разных техниках — это и мозаика, и витраж, и настенные росписи, и фрески. Акварель, пастель, масло, акрил — разные техники. Мне, пожалуй, ближе всего масло и пастель, связано это, наверное, ещё с детскими посещениями музеев, с работами художников, которые мне запомнились в 10 лет. В то время я даже не осознавала полученного влияния на моё творческое восприятие от картин Клода Моне, Леонарда да Винчи, Рембрандта, а также Зинаиды Серебряковой — они оставили большой отпечаток на моём видении живописи.

— Как вы работаете в Союзе сейчас? В каких выставках, мероприятиях принимаете участие?

— За последнее время я приняла участие в выставке, посвящённой юбилею Союза художников, которая состоялась в Манеже. Помимо этого, активно размещаю персональные экспозиции, которых насчитывается шесть с момента выпуска. Прич1м не только в Петербурге, но и в Красноярске. Экспозиции посвящены работам, созданным после поездки в Африку (Танзания, Занзибар), в Эвенкию, север Сибири, где сначала я собирала материал: пленэрные пейзажи, этюды, портреты. По итогам увиденного в мастерской писала полноценные картины.

— Какое из своих художественных достижений (не считая членства в Союзе Художников) вы считаете самым значимым?

— Скажем так, из художественных достижений, если их можно таковыми назвать, самым значимым считаю организацию персональных выставок. Ведь для художника самое важное — самореализация. Когда делаешь персональную выставку, можешь представить себя в максимальном масштабе как художника с определённой позицией, с интересующей темой.

Для меня это две серии работ, из которых после получились отдельные выставки: Африканская, которая показывалась на разных площадках, она так и называлась «Килиманджаро — белая гора», и Эвенкия, о которой я уже говорила ранее. ТУТ ИДУТ ФОТО

— Уже прошло шесть лет с момента окончания обучения. За это время вы часто бывали в Репинке? Может, проводили или проводите мастер-класс для студентов?

— Сейчас я являюсь аспирантом Академии художеств, если быть точнее, ассистентом-стажером. Это мой второй и последний год обучения. Осенью следующего года буду делать выставку в рамках проведённой двухлетней работы, которая станет итогом стажировки.

И, конечно, я имею непосредственное отношение к Академии, к студентам, так как помогаю в мастерской, где обучалась ранее. Мастер-классы я провожу не только в Петербурге, но и в азиатских странах, за рубежом. Это естественный процесс. Мы со студентами, группой или в индивидуальном порядке выезжаем в Китай на пленэр.

— Чем занимаетесь сейчас? Планируете выставляться в ближайшее время?

— Сейчас готовлюсь к выставке в музее Рериха, посвящённой пленэру, прошедшему летом в Монголии. Также пишу картину к весенней выставке преподавателей в залах музея Академии Художеств.

Эвенкийская и Африканская серия портретов Натальи показывают, что этот жанр лучше всего передаёт всю глубину человеческого естества. Через воссозданные на полотнах пейзажи Занзибара и Эвенкии ближе знакомишься с дикой и далекой природой африканского материка и недосягаемых просторов Сибири.

Дарья Корунец

Дарья Корунец