ПРОБЛЕМА ЛАТИНИЗАЦИИ ЯЗЫКОВ СРЕДНЕАЗИАТСКИХ РЕСПУБЛИК БЫВШЕГО СССР

Иллюстрация: Статья «Что бы произошло, если бы Россия перешла на латиницу»

http://divolog.ru/chto-by-proizoshlo-esli-by-rossiya-pereshla-na-latinitsu/

Неприятным сюрпризом для многих граждан бывшего СССР явилось подписание президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым 11 октября 2017 года закона о переходе казахской письменности на латиницу к 2025 году. В интернете сразу появилось множество комментариев и вопросов, краткое резюме которых сводится к сомнениям, не повлияет ли переход на интеграционные процессы внутри ЕврАзЭС. Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев напрямую обвинил казахские власти в стремлении разрушить ещё не до конца сформировавшийся союз, что многие объяснили конфликтом между двумя республиками на фоне выборов в Кыргызстане.

В свою очередь, казахские власти назвали такие обвинения смехотворными, указывая на то, что именно Назарбаев стоял у истоков объединения. А против возникших сомнений привели следующие аргументы:

  • различие письменности не может помешать интеграции, не мешает же иероглифическое письмо взаимодействию Китая с Россией в рамках БРИКС и ШОС, а некоторые республики СССР имели письменность не на основе кириллического алфавита;
  • латиница лучше передает большинство звуков тюркских языков, чем кириллица;
  • латиница облегчит взаимодействие РК с Европой.

Не будем сейчас подробно останавливаться на некотором лукавстве этих аргументов, отметив только, что первый и третий из них противоречат друг другу, а бегло рассмотрим историю вопроса.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

После разрушения Османской империи, среди нескольких конкурирующих проектов политического устройства Турции в силугеополитической ситуации начала XX века, не предусматривающей создание крупного межгосударственного центра объединения мусульман, халифата, был выбран европейский франкистский проект Кемаля Ататюрка — создание атеистического государства европейского типа.

У советской России наиболее тесные отношения сложились именно с кемалистской Турцией. Был подписан Карсский договор, предусматривающий значительные территориальные уступки со стороны России, а Турция одной из первых признала Советское государство. Благодаря такому близкому сотрудничеству все мусульманские республики СССР в 20-е годы перешли на латинский алфавит.

Еще в 1919 году Научный отдел Наркомпроса, под руководством наркома А. В. Луначарского, высказался «…о желательности введения латинского шрифта для всех народностей, населяющих территорию Республики… что является логическим шагом по тому пути, на который Россия уже вступила, приняв новый календарный стиль и метрическую систему мер и весов».В 20-30-е годы по СССР пронеслась волна латинизации нерусских народов, в результате которой кириллической осталась небольшая область Центральной России. Весь Кавказ, Центральная Азия, Поволжье (Татарстан), север (Коми), восток Сибири (Якутия) перешли на латинский алфавит.

В 1930 году комиссия Наркомпроса предложила 3 варианта перехода русских на латиницу, которые были опубликованы в № 6 журнала «Культура и письменность Востока» за 1930 год. В протоколе заседания комиссии от 14 января 1930 г. было написано, что «переход в ближайшее время русских на единый интернациональный алфавит на латинской основе — неизбежен».

Однако 25 января 1930 года на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин дал указание прекратить эти работы, а к концу 30-х годов алфавит всех народов СССР был переведен на кириллическую основу. В отличие от современного руководства большинства среднеазиатских республик Сталин понял, какие угрозы несет латинизация для создания крепкого независимого государства и единого экономического и политического пространства в противовес попыткам Запада включить СССР в свой цивилизационный проект.

Тем не менее, влияние Турции в регионе было велико и не могло одномоментно исчезнуть. Поэтому ставка Запада в процессе дезинтеграции постсоветского пространства в Средней Азии была сделана на Турцию.Формирование в Турции параллельного с официальным государства, интегрированного в Атлантический проект, невозможно описать в рамках короткой информационной статьи. Для нас существенным является то, что именно параллельное государство Турции является драйвером вовлечения Средней Азии в Атлантический проект, и одним из важных инструментов этого вовлечения является латинизация среднеазиатской письменности.

Внутриполитическая борьба в Турции сейчас определяется тем, что Реджеп Эрдоган является сторонником ортодоксального ислама суннитского толка и старается возродить в Турции традиции Османской империи. Его главный противник, скрывающийся в США Фетхуллах Гюлен, является учеником и продолжателем дела радикального исламского проповедника Саида Нурси (1873 — 1960), который создал проект «политического ислама» с турецкой спецификой.Стратегия «мягкой силы» Гюлена имеет целью создание единого халифата «от Средиземноморья до Великой китайской стены». В империю Гюлена входят более 2 тысяч школ и 7 университетов на 5 континентах, 2 современные больницы, газета Zaman, телеканал Samanyolu, радиостанция Burç FM, одно из ведущих информационных агентств Турции СНА, ведущий еженедельный журнал новостей Aksiyon, а также многочисленные СМИ, общественные организации и бизнес корпорации. Он организует многочисленные национальные и международные конференции и программы, финансируемые Фондом журналистов и писателей. «Хизметом» контролируются страховая компания Iśik и исламский банк Bank Asya.

В мемуарах главного советника разведки при премьер-министре Турции в 1993-1997 годах Османа Нури Гюндеша «Непосредственный свидетель переворотов и анархии» написано, что «в открываемых школах, в особенности в тюркских республиках, община Гюлена содержала американских агентов с дипломатическими паспортами в качестве преподавателей английского языка». Около 70 таких сотрудников работали в Узбекистане, 60 — в Киргизии, 70 — в Казахстане. Подобная информация свидетельствует об одном — школы Гюлена являются частью американского проекта Большого Ближнего Востока.

В 1999 году на турецком телевидении была показана запись тайной проповеди Гюлена, в которой прозвучали слова: «Вы должны перемещаться по артериям системы так, чтобы никто не замечал вашего существования, пока не достигнете всех центров власти… Вы должны ждать до тех пор, пока не будете готовы и пока не созреют условия, когда вы сможете взвалить на плечи весь мир и нести его… Вы должны ждать до тех пор, пока не получите всю государственную власть, пока не привлечете на свою сторону всю силу конституционных институтов Турции… До этого момента любой шаг будет преждевременным, как разбить яйцо, не дождавшись, пока пройдут 40 дней, чтобы цыпленок проклюнулся. Всё равно, что убить цыпленка ещё в яйце. Наше дело — противостоять миру. Я открыл всем вам свои чувства и мысли тайно, надеясь на вашу преданность и умение эту тайну хранить». Сейчас на территории Центральной Азии Гюленом созданы сотни школ и лицеев, десятки университетов, множество общественных организаций, СМИ, изданий, библиотек. Сторонники Гюлена проникли во все органы власти, культуры, бизнеса, науки. Началом этого процесса послужило создание в 1991 году Всемирной Ассамблеи тюркских народов, которая занялась «воссозданием, разработкой и пропагандой тюркского пути общественного развития».За этим последовало расширение программ сотрудничества с тюркоязычными народами. Основной упор был сделан на внедрение образовательных программ. Студенты из Средней Азии стали учиться по обмену в Турции, а на территории центральноазиатских республик появилась сеть учебных заведений с углубленным изучением турецкого языка и истории. Гюлен стал бороться за умы молодого поколения, взращивая будущие элиты в надежде на то, что со временем они поведут свои страны навстречу единому Турану от Средиземного моря до Китайской стены. Были созданы университеты им. Ахмета Яссауи и Сулеймана Демиреля, почти во всех областных центрах Казахстана были открыты лицеи и гимназии. Интересно, что большинство из них расположены на территории южных регионов Казахстана, из которых сейчас по государственной программе Назарбаев планирует заместить русскоязычное население на севере и северо-востоке.

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЛ

На сегодняшний день из многочисленных организаций, подконтрольных Гюлену (а стало быть, его кураторам из США) около 30 лицеев и 1 университет действуют в Казахстане, около 10 лицеев и 1 университет — в Киргизии, около 10 школ — в Таджикистане, 1 лицей и 1 университет — в Туркменистане, Взращенные в этих университетах ученики сейчас являются элитами своих республик. Ими пронизаны большинство биз- нес-ассоциаций и НКО, значительная часть СМИ.

В контексте всего вышесказанного становится очевидным, что латинизация Средней Азии инспирирована атлан- тистами и подконтрольна им, что власти Казахстана частью не в курсе скрытой подоплёки этого процесса, а частью инфильтрованы агентами влияния. Сходные процессы наблюдаются в Азербайджане, Туркмении, Узбекистане.И только уходящий со своего поста президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, выступая на международном форуме «Алтайская цивилизация и родственные народы алтайской языковой семьи», прошедшем в Бишкеке в июле месяце, выступил с критикой латинизации: «Каждый раз желанию сменить алфавит дается новое объяснение: вот, например, такая причина — латиница является алфавитом всех развитых стран, переход на латиницу поможет развитию экономики страны. Но разве помешало Японии и Корее то, что там используют иероглифы?» Объяснения сторонников перехода на латиницу стремлением к объединению тюрксих народов, Атамбаев пресек фразой:

«Турецкий язык уже в XIX веке был мало похож на язык тюркских каганов Алтая… Почему же в нереальных мечтах создать единый язык мы забываем о наших братьях, живущих в Российской Федерации? Забываем о татарах, башкирах, алтайцах, хакасах и многих других? Ведь они будут и дальше использовать кириллицу… Запад продолжает метод «разделяй и властвуй», который использовался против наших народов и в Российской империи, и в СССР, к сожалению».

По оценкам представителей кыргызского истеблишмента «мягкая сила» России в регионе малозаметна, т. к. её финансирование несопоставимо с финансовыми потоками, создаваемыми геополитическими противниками России. Но даже выделяемые средства осваиваются крайне неэффективно. Поэтому необходимо увеличить не только количество, но прежде всего качество инструментов «мягкой силы».

Таким образом, для противостояния латинизации региона (с последующим выдавливанием его из русского культурного пространства) необходимо сформировать комплекс инструментов, одним из которых, безусловно, должно быть повышение значения и популярности русского языка. В качестве базовой точки приложения этих инструментов целесообразно иметь в виду Кыргызскую республику в силу того, что, во-первых, её власти выступают против латинизации на официальном уровне, а во-вторых, они слабее, чем власти других среднеазиатских республик, что затрудняет инфильтрованным агентам атлантизма радикально препятствовать использованию РФ означенных инструментов.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Не стоит надеяться, что борьба ведется исключительно в бывших республиках, не затрагивая саму Россию. Большое количество образовательных организаций непонятного назначения существует и у нас. Их цели и задачи подчастую неясны. Мы не берёмся утверждать, что они обязательно не соответствуют заявленным, но нам кажется, что в этом вопросе необходимо обеспечить большую прозрачность и подконтрольность деятельности соответствующих учреждений. Приведем один пример.

В Северной столице функционирует АНО ВО «Санкт-Петербургская Восточная Академия», возглавляемая авторитетным историком, доктором наук Андреем Леонидовичем Вассоевичем. Академия основана, де-юре, группой лиц, в которой, наряду с Вассоевичем, есть и другие уважаемые ученые. Однако, согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредителем также является Равиль Джафярович Панчеев — Муфтий Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России», настоятель Санкт-Петербургской Соборной мечети.

Изначально в программе академии предполагалось не только мусульманское направление, но и православное — Византинистика с факультетами. По факту же все занятия проводятся только по мусульманской тематике, на православную там нет и намека. При подборе студентов предпочтение отдается исключительно мусульманам.

Само по себе это, вроде бы, не является чем-то предосудительным, но именно по такой схеме по всему пространству бывшего СССР открываются вышеописанные учебные заведения. Истинные же задачи Восточной академии неясны до сих пор…

Тимур Кекиликов