Восемь лет, как я наконец ДОМА

Яна Синегуб родилась и жила в Киеве до семнадцати лет. Восемь лет назад вместе с родителями переехала в Канаду, сейчас живёт и учится в Торонто. Она охотно рассказала редакции «Клуба наций» о переезде, опыте адаптации к новой культуре и о системе образования в Канаде. 

Я знаю Яну уже несколько лет: мы познакомились в Интернете и поддерживаем связь, дружим виртуально, хотя никогда не встречались в реальности. Она очень открытый и отзывчивый человек: всегда готова помочь. Несколько раз через наших общих знакомых или по почте она отправляла мне подарки из Канады.

Сегодня мне было особенно интересно узнать старую подругу с новой стороны.

— Для начала расскажи немного о себе. За много лет нашего знакомства я знаю, что ты родилась в Украине, но так и не выяснила, когда именно и почему твоя семья решила переехать в Канаду.

Яна Синегуб. Фото из личного архива

— Я родилась в Киеве в 1993-ем году, вскоре после распада Советского Союза. Мои родители выросли в Украине, но понимали, что в этой стране, увы, благополучно жить не всегда получится. Надо сказать, они создали вполне успешный бизнес, из-за чего семья была весьма обеспеченная. Но благополучие и уверенность в завтрашнем дне за деньги не купишь так сложилось исторически, что в стране то война, то голодомор. Коррупция никуда не делась, уровень жизни был далеко не самый высокий. Всё это повлияло на то, что мои родители очень хотели уехать — обеспечить мне будущее получше, с уверенностью, что завтра всё будет хорошо, со стабильностью и большими возможностями. Да и им самим этого хотелось — всё-таки на пенсию [в Украине] рассчитывать глупо, она весьма маленькая.

Почему именно в Канаду — чисто случайно. Мы даже не планировали туда переезжать, родители думали о Европе и выбрали Грецию как оптимальный вариант. У папы есть друг в Торонто, который много лет приглашал в гости, а папа вечно отмахивался — мол, зачем мне в какую-то Канаду ехать, это далеко и неинтересно. Тот обиделся, вот папе и пришлось ехать, чтобы искупить вину, чтобы товарищ не обижался. О переезде дажене было разговора, но папа вернулся домой и сказал: переезжаем туда. Документы начали собирать через месяц. И вот я уже восемь лет живу здесь (27 октября годовщина прибытия). 

— То есть, когда вы переехали, тебе было 17 лет и ты только закончила школу? Как отнеслась к Канаде?

— Да, мы переехали в 2010-ом, когда мне только-только исполнилось 17. Переезд был очень легким, потому что я как раз успела закончить школу. Я поддерживаю связь со своими близкими друзьями в Киеве — спасибо Интернету. Я много читала о Канаде перед тем, как переехать— тогда в сети было в разы меньше информации, но что-то всё же нашла.

Мне очень нравился мультикультурализм — я видела много примеров в Европе и, каждый раз возвращаясь в Киев, удивлялась, почему в других странах так много разных культур прекрасно живут вместе, а в Киеве, в основном, одна

Много читала о хороших условиях для жизни, социальных программах, высоком уровне образования, защите прав людей — это создало хорошее впечатление ещё до переезда. Плюс папа рассказывал, что видел и о чём слышал. Поэтому, когда мы приземлились в Торонто, в моём понимании я не прилетела в неизвестную страну — я прилетела домой.

Saint John, 2011. Фото: Яна Синегуб

— Как быстро ты нашла новых друзей в Канаде? Вообще — тяжело было адаптироваться к новым условиям, стране, людям, языку?

— Я сразу пошла волонтёрить в местный центр, поэтому мне удалось с первых же дней познакомиться с новыми людьми. Кроме того, в семье мне отводилась роль переводчика: по поводу документов объяснить — Яна, квартиру снять — Яна, электричество подключить — Яна, счёт в банке открыть — Яна, всё Яна. Я надеялась, что родители тоже будут разговаривать, так как они несколько лет перед переездом учили английский, но на деле всё делала я, а это было хорошей практикой. 

Сейчас я знаю язык не то чтобы на уровне носителя, но достаточно хорошо. Крайне редко слышу слова, которые не знаю, но я не ожидаю понять 100% лексики на каких-нибудь научных конференциях. Иными словами, если я чего-то не знаю по-английски, то, скорее всего, не знаю этого в русском языке. У меня не было цели выучить английский, моя цель всегда звучала как “выучить язык на таком уровне, чтобы меня нельзя было отличить от носителя”. Отличить, вроде, можно, но у меня нет комплексов по этому поводу:

я — иммигрантка, и в Канаде это считается поводом для гордости.

— Расскажи о своём «учебном пути». Вот ты закончила школу, куда поступила по приезде в Канаду?

— Я прилетела в Канаду ближе к концу осени и поняла, что не успеваю пойти на зимний семестр в местный университет. Поэтому решила полгода поволонтёрить и пойти учиться на следующий год.Также искала работу. 

Яна рассказала, что первые несколько месяцев пробыла в городе Нью-Брансвик: это маленькая провинция, куда семья отправилась по самой простой миграционной программе. Спустя некоторое время стало ясно, что в маленьком городе нет ни людей, ни возможностей, поэтому было принято решение переехать в Торонто, один из самых популярных городов в Канаде. 

University of New Brunswick, Saint John, New Brunswick. Фото: Яна Синегуб

Отучившись всего год в University of New Brunswick в городе Saint John, New Brunswick (специальность: Бизнес Администрирование, форма обучения: стационар), девушка с родителями переехала в новый город. Из-за проблем с финансами вместо учёбы стала искать работу и устроилась на первую серьёзную: «по 8-12 часов в день, совсем не подработка и не волонтёрство, как раньше», вспоминает она. 

Вскоре Яна поступила в York University в Торонто (специальность: Бизнес-Экономика, форма обучения: стационар), взяла три предмета, но из-за занятости отказалась сначала от одного, потом, из-за плохого преподавателя, от второго, а затем вовсе сделала паузу, чтобы посвятить себя работе. 

York University, Toronto. Фото: Интернет

— Почему ты поступила именно на бизнес-администрирование и финансы?

— Я всегда знала, чем хочу заниматься. Нет, конечно, сначала хотела быть писательницей, потом — поваром, затем — адвокатом (кстати, планирую в будущем). Но всегда интуитивно понимала, что меня интересуют деньги. Я умею с ними обращаться, умею их считать и знаю, куда их пристроить. В детстве родители выдавали мне три гривны в неделю на расходы — я их складывала в пачку и думала, куда “инвестировать”. Лет с пяти пыталась “зарабатывать” — “продавала” папе свои вышивки, поделки. Приехав в Канаду, не потратила на всякую ерунду, а “инвестировала” в своё хобби. Что ещё взять с такого ребёнка? У меня в голове с детства “встроен” калькулятор. Кроме того, я понимала, что Бизнес и Финансы — весьма полезная специальность, в которой много возможностей. 

Я попросила Яну объяснить, что значит «взяла пару предметов». Оказывается, система образования в Канаде очень отличается от известной российским студентам. Каждый человек самостоятельно выбирает расписание, количество дисциплин, которые будет изучать в семестр, и форму обучения по каждой из них. 

— Как правило, студенты берут пять предметов за семестр. Это считается “полным” семестром. На первом курсе я взяла себе “Вступление в Бизнес”, “Университетскую математику”, “Финансовую бухгалтерию — 1 уровень”, “Английскую литературу” и “Статистику — 1 уровень”. 

Для каждого диплома есть список дисциплин, которые нужно изучить, но некоторые можно выбирать. Чтобы получить бакалавра, нужно освоить 40 курсов, сдав каждый на 50-60% (у каждого колледжа и университета свой проходной балл) или выше.

— Например, надо взять дисциплину, связанную с инвестициями, но у меня есть выбор: “Канадские инвестиции” или “Инвестиции в современное время”. Я могу прочитать программу каждого предмета и выбрать, какой из них интереснее. А остальные будут общеобразовательные: языковые, научные и социальные. Бери, что хочешь: и физика, и испанский, и социология, и что угодно. Я этим летом взяла “Экологию и изменение климата” — один из самых интересных классов, которые я когда-либо изучала.

Возвращаясь к учебным перипетиям, Яна вспоминает, как спустя полтора года после ухода из университета вернулась обратно, но опыт снова оказался плохим. Она «бросила и решила забыть».

А потом кто-то сказал: зачем ты с ума сходишь из-за университета? У тебя опыт работы в твоей сфере уже есть, знаний хватает — необязательно сразу в университет идти. Иди в колледж — там всё будет быстрее и проще, закончишь — для карьеры достаточно. А потом поступишь в университет — тебе засчитают учёбу в колледже, и получишь бакалавра. Это был один из лучших советов, который я получила в своей жизни.

Я отправила заявления в колледжи на следующий же день. Поступила в SenecaCollege, Торонто (специальность: Бизнес Администрирование: Финансовое Планирование, обучение: 90% — онлайн, 10% — стационар), взяла пару предметов. Параллельно работая, конечно же. Основная разница была в том, что я поступила в ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ колледж, где всё делалось для студентов. В старом университете всем было плевать, несмотря на то, что вуз был известный и сильно раскрученный. 

Seneca College, Toronto. Фото: Интернет

Я поучилась немного и решила, что надо быстренько получить диплом — и забыть о нём. Ушла с работы и стала учиться в два раза активнее. У меня была трёхлетняя программа в колледже, но я закончила её за полтора года. Я получила оценки месяц назад, сразу же отправила заявления в университеты. Задачей было поступить туда, где зачтут максимальное количество предметов из колледжа. Теперь учусь в Davenport University, США (специальность: Бизнес Администрирование, обучение — 100% онлайн).

Самое главное, что нравится Яне в канадской системе — можно выбирать количество предметов в семестр. Она рассказала, что некоторые берут по шесть-семь дисциплин, чтобы закончить обучение быстрее, но можно, наоборот, растянуть его и брать каждый семестр хоть по одному курсу.

Отдельно студентка отмечает возможность выбирать день недели и время, когда ты будешь получать информацию. 

— Мне, как человеку работающему, всегда нравилось, что многие предметы доступны с 19 до 22 вечера — да, после работы тяжело ехать на трёхчасовую лекцию, но хотя бы всё делают для работающих людей.

Я спросила, много ли студентов, которые совмещают работу с учёбой. Да — наверное, оттого, что в Канаде очень легко бросить образование и вернуться к нему, когда захочешь. Удивительно то, что в вузах вообще не исключают. Если ты не смог сдать какой-то предмет, то берёшь снова и проходишь заново до тех пор, пока не сможешь идти дальше. 

— Как ты сейчас зарабатываешь?

— Сейчас подрабатываю секретным покупателем. Эта работа заключается в том, что я хожу по разным местам и оцениваю работу продавцов и персонала. Очень интересно, да и платят неплохо. Кроме этого, мне иногда позволяют получить товар с большими скидками или бесплатно.

Но это временно, пока я не найду новую работу. Мне кажется, такая работа есть и в России, хоть и не очень популярна. Но мои местные друзья всегда удивляются и переспрашивают, мол, я думал, это миф!

— Не устаёшь и учиться дистанционно, и работать? 

— Не особо, я стараюсь балансировать. Тем более онлайн-учёба помогает сэкономить огромное количество времени: не надо никуда ездить, слушать профессора три часа в классе и так далее. За то время, что я раньше тратила на дорогу в колледж (два часа), лекцию (три часа) и дорогу домой (ещё два часа), дома успеваю пройти две лекции самостоятельно и выполнить задания. Я бы сказала, что экономия где-то в два раза.Иногда устаю, конечно, поэтому стараюсь не брать кучу предметов за раз: один-два, может, три — максимум, на что я способна во время работы. Кстати, в моём старом не очень хорошем университете был момент, когда я, в силу того, что работа съедала всё время, имела низкие оценки, и мне отправили академическое предупреждение: “мисс, у вас оценки низкие — постарайтесь, пожалуйста, их повысить. Вам нужно получить средний балл не ниже 65 за следующие шесть предметов, иначе мы попросим взять перерыв на год, чтобы пересмотреть свои планы и вернуться к учёбе”.

Постарайтесь получить хорошие оценки, иначе мы… ПОПРОСИМ— не исключим, не заставим. Даже если бы я осталась там учиться и продолжила получать плохие оценки, что бы они сделали? Ну попросили бы покинуть университет на год — я бы написала петицию и сказала, что не хочу. Училась бы дальше. Кое-как доучилась и выпустилась бы.

Задумавшись о том, как легко в Канаде прервать учёбу и вернуться к ней, я уточнила о возрасте однокурсников Яны: все идут учиться в разное время, могут учиться хоть год, хоть десять лет — как же тогда получается? “Канадка” ответила, что да, возраст разный, и это считается нормальным. 

— Среди студентов есть люди разных возрастов: от уникумов, которые закончили школу быстрее остальных, в 15, и до пенсионеров. Год назад у меня в группе из десяти человек было три пенсионера возрастом 70 лет — людям захотелось поучиться для себя. Люди, опять же, карьеру меняют. Поэтому нет понятия “он выглядит как студент” — студенту может быть и 20 лет, и 55.

Что касается оценок, на каждом предмете максимум 100 баллов. Чтобы успешно сдать дисциплину, надо получить минимальный проходной — 65 из 100. Яна рассказала, что вначале каждого курса профессор отправляет расписание и распределение оценок. Например, на предмете есть пять тестов, каждый из которых «стоит» 15 баллов, плюс несколько заданий. Каждый из этих пунктов также имеет вес. За выполнение студент получает баллы, которые в конце переводятся в оценку. 90% (или баллов) — оценка «А», как наша «пятёрка». 80% — «В», «четвёрка». 65% — это «С+», тройка с плюсом. И так далее.

На этом различия не заканчиваются. Оказалось, это лишь самое малое, что отделяет нас от зарубежного образования. Бюджетного отделения в Канаде вовсе не существует.

Торонто, 2012. Фото: Яна Синегуб

— Я пошла учиться, взяла предметы — мне выставили счёт. Но я могу не оплачивать его сразу, а подать заявление на гранты ифинансовую поддержку.В прошлом году государство оплатило где-то 60% моего обучения. Они также выделили мне деньги на покрытие расходов на жильё и еду. Кроме этого, я подала на стипендии и на финансовую поддержку в своём колледже — отдельно от государственных грантов.

Стипендия в Канаде отличается от российской. Каждый студент имеет право подать на неё заявку (и этим пользуются очень многие) в своём учебном заведении. Если её одобряют, сумма выдаётся не на руки, а автоматически покрывает стоимость учёбы. 

— К примеру, я взяла предмет за $400, но получила стипендию $200. Колледж учтёт это, когда я буду платить за обучение, и попросит заплатить $200. Конечно, были случаи, когда я уже оплатила всю учёбу и при этом получала стипендию — тогда мне её выдавали на руки. Но это редкое явление.

Есть отдельный вид стипендий — приватные. Например, есть банк, который решил поддерживать студентов, изучающих Бизнес и Финансы, и раз в год выдаёт десять стипендий. Яна вспомнила, что в одном из университетов Торонто есть стипендия для изучающих украинскую литературу, «потому что когда-то давно один обеспеченный бизнесмен украинского происхождения решил, что хочет поощрять заинтересованных в украинской литературе». 

 В Канаде нет разделения на очную, очно-заочную и заочную форму обучения? 

— На самом деле есть, но внутри каждого предмета. В России ты выбираешь, где хочешь учиться, и ещё форму обучения. В Канаде это разделение идёт по каждому курсуотдельно. Каждый могут преподавать в любой из форм обучения: очно (стационарно, с посещением предметов лично) и онлайн (разве что экзамены могут просить сдавать лично). 

Также существуют редкие формы обучения: “письменная” и “гибридная”. Гибридная смесь стационарной и онлайн: определённое количество уроков ты должен посетить, но часть программы можно пройти онлайн. Что касается письменной формы, тебе отправляют материалы и тесты по почте — ты их заполняешь сам, дома, вместо того чтобы ходить на лекции или делать что-то онлайн. Необычно, да? Но людям с инвалидностью это может быть удобно — например, слепым. Они не могут читать текст онлайн, за экраном компьютера, но зато можно отправить материал и тесты с контрольными по почте, шрифтом Брайля.

Во сколько тебе обошлась учёба в колледже? И как вообще обстоят дела с ценами на образование в Канаде?

— Стоимость предмета в колледже — примерно в два раза дешевле, чем в университете. В колледже курс стоит примерно 400 канадских долларов (USD, к слову, ценится выше, чем канадский доллар). Если ты берёшь курс второй раз, цена не меняется. Я закончила Seneca College с 3-летним дипломом — это значит, что я прошла 30 курсов. 30 предметов х $400 = $12,000. Кроме того, надо покупать учебники — тут кучу денег зарабатывают, продавая их по $100-200 за один. Я как истинный назойливый бухгалтер — хотела сказать “жлобяра” — не хотела платить столько и искала варианты дешевле, но лишняя тысяча туда ушла. Плюс иногда колледжи добавляют другие расходы — думаю, за два года ещё тысяча ушла (некоторые взносы полезные, как медицинская страховка, но всё равно жаль денег). То есть $16,000 у нас уже есть.

Яна добавила, что в Торонто минимальная зарплата в час = $14. Это значит, что курс обучения в колледже будет “стоить” 28 часов работы. Но есть условие при получении грантов и финансовой помощи: чем больше работаешь, тем меньше получишь. Есть минимум часов, который ты можешь работать, и при этом зарплата не повлияет на получение грантов и остального — около 10 часов в неделю. 

— Считаешь ли ты, что уровень образования в Канаде выше, чем в России или Украине? 

— Нет, не считаю. Мне кажется, образование в Канаде УДОБНЕЕ подаётся. Здесь больше выбора и свободы. Поменять специальность или перевестись куда-то дело пары часов. Мы не ограничены, и это делает жизнь проще.

Что касается качества образования, лично я считаю, что в результате диплом мало что значит. Это что-то вроде красивой папки с листочком, который показывает, что ты проучился много лет в учебном заведении, но в реальной жизни важны наши знания, опыт и навыки — увы, в университетах в основном преподают теорию, которую мы нечасто применяем на работе. 

Важная вещь, которую я должна упомянуть: у нас нет культуры СРАВНЕНИЯ. Я ни разу здесь не слышала, чтобы кто-то из профессоров сравнивал образование других стран с нашей. У нас хороший уровень, удобная система, канадское образование (вроде бы) уважают в других странах. Но преуменьшать чужую систему я не хотела бы.

— Что можешь сказать о преподавателях в Канаде? Они похожи на российских и украинских?

— В сравнении с тем, что я слышала и видела в Украине и в России, у нас профессора более расслабленные. Они не ставят себя выше нас. Да, мы — всего лишь студенты, а они — профессора, но им ничего не стоит поговорить с нами о чём-то личном во время урока, дать совет, пошутить, использовать иногда сленг в общении, а во время перерыва пить с нами кофе или обсуждать последних «Мстителей», фестиваль КомикКон или бейсбол. 

Кроме этого, у наших преподавателей чуть больше ресурсов, что делает их работу проще. Они не диктуют теорию и мы не пишем конспекты — вся информация выложена в виде слайдов или документов в Ворде ещё в первый день учёбы, онлайн.

Наши профессора не проверяют многие тесты и экзамены вручную — за них это делает машина: во время тестов мы отмечаем на специальном листе ответы, а машина потом сканирует всё и выдаёт результат.

— А студенты? 

— Много иностранцев — у каждого свой менталитет, но все приехали учиться. Мы хорошо общаемся, я даже не помню, чтобы у меня с кем-то были конфликты… Все разные, но кое-что нас объединяет: раз люди платят за учёбу, они обычно относятся к ней серьёзно.

— Как планируешь продолжать образование после окончания бакалавриата? Я знаю, у тебя большие планы. 

— О да, я буду учиться до 40 лет, да и вообще всю жизнь. Планирую до конца 2019-го года получить бакалавра, потом посмотрю пару лет, как карьера будет выглядеть — и пойду в магистратуру. Она тутнемного другая, её вообще мало кто получает. Но я постараюсь, даже если придётся проучиться онлайн четыре года. Затем хотелось бы получить второй диплом юриста и связать его с дипломами финансиста, но это уже далёкие планы. Никогда не знаешь, как жизнь будет выглядеть через десять лет. Я на эту тему всегда шучу, что,может, буду жить в Австралии и разводить овечек. 

— Когда у тебя каникулы? Или такого понятия вообще нет, если учиться дистанционно? 

— Я всегда смеюсь, когда слышу этот вопрос. У меня нет каникул — точнее, они тогда, когда я захочу. Я предпочитаю учиться летом, когда никого нет и профессор расслаблен, осенью на предмете толпа студентов и преподаватель с ума сходит. 

Не считаешь, что было бы лучше ощущать атмосферу студенчества — участвовать в мероприятиях, встречаться с однокурсниками, отмечать окончание сессии, засыпать на парах?

— Да, это может быть интересно и приятно. У многих студенческие годы — чуть ли не лучшие в жизни. Я рада, что у людей такой опыт. У меня он тоже был в первый год учёбы, но мне это казалось очень непродуктивным. Ходить на лекции с друзьями, общаться, вместе учиться, радоваться сданным экзаменам — да, это отлично и весело. Но я вместо этого развлекаюсь на работе с друзьями и другими сотрудниками, мы празднуем выполнение проектов и успешно завершённые недели.

Парад в честь дня Святого Патрика, Торонто, 2013. Фото: Яна Синегуб

— Как ты считаешь, в России и Украине меньше возможностей, чем в Канаде? 

— Мне кажется, пробиться в люди можно где угодно, если упорно работать и делать это с умом. Но в Канаде с этим проще, потому что коррупции всё же меньше — у людей примерно одинаковые возможности и права защищаются. Тебе меньше вставляют палки в колёса, защищают законы в случае негативного отношения на работе. Конечно, тут не Утопия и тоже есть свои проблемы. Например, здесь тоже иногда берут на работу… не то чтобы своих друзей, но по рекомендации. Причём это рекомендация не всегда в стиле “я работал с ним и знаю, что он — ответственный работник, а также у него есть опыт в этой сфере”, иногда она бывает а-ля “это моя подруга, возьмите её”. Мне несколько раз предлагали работу по второй рекомендации — я всегда отказываюсь, потому что это нечестно и я сама хочу всего добиться.

В Канаде есть много государственных программ, которые помогают людям с работой. Например, огромная программа, которая устраивает студентов: заполняешь форму, приходишь на интервью, тебя две недели учат, как искать работу (и платят за эти две недели), потом находят работу — и вот ты работаешь. Есть программа для людей-инвалидов, для людей пред-пенсионного возраста, для представителей визуальных исексуальных меньшинств… да для кого угодно. Правительство помогает людям найти работу, а не заявляет, мол, крутитесь как хотите, ищите сами.

— Какое отношение в Канаде к русским и украинцам? Тебя вообще распознают как свою или как иностранку? Как люди реагируют, когда узнают, что ты не коренная канадка и приехала из Украины? 

— Я всегда удивляюсь, когда слышу термин “коренная”. Даже в Украине я его слышала всего один раз, когда кто-то из приезжих спросил меня, коренная ли я киевлянка. Это что-то значит? Что-то важное? “Коренные” люди ничем не лучше других. Киев всегда принимал приезжих, а Канада всегда принимает иммигрантов — более того, она очень активно их зовёт.

Новогодний парад в Торонто, 2015. Фото: Яна Синегуб

В Канаде в принципе нет “коренных” людей, кроме аборигенских поселений в некоторых частях страны. Все, кто прибыл в Канаду и вообще в Америку после того, как КристофорКолумб открыл её, — приезжие. Неважно, в первом поколении или в третьем, все канадцы —иммигранты. В Канаде хорошее отношение ко всем. Конечно, время от времени найдётся кто-то, кто скажет какую-то гадость, но тогда ему стоит надеяться, что никто не запишет его на видео или на диктофон: закон защищает людей, и, если кто-то мне посмеет сказать что-то кривое, в том числе об иммиграции, я имею право потащить его в суд. Кроме этого, если кто-то выскажет что-то дискриминирующее на работе, он вполне может её лишиться. Общество не любит таких людей.

Если у кого-то есть ненависть к иммигрантам, им лучше держать своё мнение при себе и никому не рассказывать, потому что можно как минимум растерять друзей из-за такого отношения, а как максимум — лишиться работы и выплачивать кому-то моральную компенсацию по распоряжению суда.

Я не сталкивалась здесь с негативом в адрес какой-то определённой нации. Недавно, когда были теракты в Европе, нашлись какие-то аморальные люди, которые выкрикивали дискриминирующие вещи по отношению к мусульманам. Логика железная, учитывая, что в мире 1,8 миллиарда мусульман, а в терроризме замешано сколько, 0,0000001%? Было даже несколько нападений на жителей Торонто, в том числе на женщин, которые пришли забирать детей из школы. Слава Богу, всех поймали и все получили сроки. К украинцам и россиянам относятся так же хорошо, как ко всем остальным. И здесь, и в США тоже. Здесь уважают людей и не считают кого-то “ниже” других. Более того, всем интересно услышать историю иммиграции других — не просто из вежливости, а потому что здесь очень ценят культуру. Главная сила Канады — это её мультикультурализм, особенно в больших городах вроде Торонто. Из 195 стран мира в Торонто представлено, кажется, 188. Поэтому мы всегда говорим, что ждём у себя жителей всех стран, потому что все страны мира представлены в нашем городе.

То, что мы выглядим по-разному, верим в разные вещи и представляем разные культуры — наша гордость.

Беседовала Маргарита Распопова

Маргарита Распопова